Инциденты
Общие данные
Платформа Радар предоставляет большой набор инструментов для автоматизации процессов сбора, обработки и корреляции событий информационной безопасности с целью выявления инцидентов ИБ и организации реагирования на них.
Событие информационной безопасности (information security event) – идентифицированное появление определенного состояния системы, сервиса или сети, указывающего на возможное нарушение политики ИБ или отказ защитных мер, или возникновение неизвестной ранее ситуации, которая может иметь отношение к безопасности.
Инструменты по анализу событий информационной безопасности подробно рассмотрены в разделе События.
Инцидент информационной безопасности (information security incident) – появление одного или нескольких нежелательных или неожиданных событий ИБ, с которыми связана значительная вероятность компрометации бизнес-операций и создания угрозы ИБ.
При работе с инцидентами ИБ платформа автоматизирует ряд процессов:
- Оценку событий ИБ и принятие решения: является ли данное событие инцидентом ИБ.
- Оповещение о возникновении инцидента ИБ и назначение инцидента оператору.
- Исследование инцидента и принятие решения по результатам исследования.
Инцидент всегда относится к активу, на котором он выявлен. Значимость актива в инфраструктуре напрямую влияет на оценку угрозы инцидента. Для оценки угрозы инцидента можно использовать несколько параметров:
Срочность. Значение складывается из уровня "значимости" актива, на котором был выявлен инцидент и уровня риска, присвоенному инциденту. На параметр также влияет сетевая видимость актива и то, на сколько инцидент был просрочен.
Уровень риска. Цифровое обозначение уровня угрозы, присвоенному инциденту.
В платформе инцидент принадлежит к одной из трех категорий:
- нарушение политики – это наступление условий, нарушающих политику безопасности эксплуатации актива (задуманную службой безопасности);
- сетевая аномалия – актив проявляет сетевую активность, которую проявлять не должен;
- уязвимость – у злоумышленника есть возможность получить контроль (полный или частичный) над активом.
Стадия обработки инцидента называется статус. В платформе используются следующие статусы инцидентов:
- ПР Новый – статус присваивается вне основного рабочего процесса, например для тестирования. Инцидент в данном статусе виден только в интерфейсе администратора;
- Новый – статус присваивается когда инцидент был создан вручную или автоматически;
- Назначен – статус присваивается когда инцидент передали в работу конкретному пользователю или группе пользователей;
- В работе – статус присваивается когда пользователь, на которого назначили инцидент, начал расследование инцидента;
- Запрошена информация – обработка инцидента приостановлена, исполнителем была запрошена дополнительная информация;
- Ожидает проверки – для исправления инцидента применены контрмеры, требуется проверка со стороны компетентного лица;
- Риск принят – со стороны компетентного лица было принято решения отказаться от дальнейшего расследования инцидента;
- Закрыт – работы по расследованию инцидента завершены;
- Недействительный – инцидент был создан по ошибке, закрыт без разбора.
Процесс изменения стадии обработки инцидента приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Процесс изменения статусов инцидентов
В платформе каждый инцидент всегда принадлежит к определенному типу инцидента. Типы инцидентов это сведения о уязвимости, нарушении политики, аномальной сетевой активности без привязки к активу (подробнее см. раздел Типы инцидентов).
Схожие инциденты можно объединить в группы, а их затем назначить пользователям. Это упрощает управление назначением инцидентов сотрудникам и позволяет выполнять массовые операции над инцидентами через группы (подробнее см. раздел Группы инцидентов).
Инциденты могут хранить любую дополнительную информацию, добавляемую к инцидентам как в процессе их создания правилами корреляции, так и в процессе расследования операторами (подробнее см. раздел Дополнительные поля).
Платформа Радар позволяет отправлять происшествия, выявленные в критической информационной инфраструктуре (КИИ) Российской Федерации, в национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (подробнее см. раздел Происшествия на отправку).
Работа с инцидентами включает в себя следующие процессы:
- Создание инцидента.
- Просмотр инцидента.
- Назначение инцидента.
- Изменение статуса инцидента.
- Добавление комментария к инциденту.
- Выбор происшествий на отправку.
- Редактирование инцидента.
- Просмотр истории изменения инцидента.
- Удаление инцидента.
Для работы с инцидентами ИБ перейдите в раздел Инциденты → Инциденты (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Раздел "Инциденты"
В разделе отображается следующая информация об инцидентах:
- Срочность;
- Уровень риска;
- Название – по ссылке произойдет переход на форму просмотра инцидента;
- Статус;
- Актив – по ссылке произойдет переход к форме просмотра актива;
- Тип инцидента – по ссылке произойдет переход к форме просмотра типа инцидента;
- Дата и время создания инцидента;
- Дата и время обновления информации об инциденте;
- Наименование группы, к которой относится инцидент.
Создание инцидента
Создание инцидента можно выполнить несколькими способами:
- Вручную из раздела Инциденты.
- При анализе событий ИБ (см. раздел События. Создание инцидента).
- При анализе "сработок" правила корреляции (см. раздел Правила корреляции. Создание инцидента).
-
Автоматически, по результатам работы следующих механизмов:
- работы правил корреляции (см. раздел Правила корреляции));
- при работе со сканером уязвимостей (см. раздел Интеграция со сканерами уязвимостей);
- при контроле установленного программного обеспечения (см. раздел Настройка контроля установленного программного обеспечения).
Для создания инцидента вручную выполните следующие действия:
-
Перейдите в раздел Инциденты → Инциденты и нажмите кнопку Создать. Откроется форма "Создание инцидента" (см. рисунок 3 и рисунок 4).
Рисунок 3 – Создание инцидента. Общие сведения
Рисунок 4 – Создание инцидента. Подробности по типу инцидента
-
Укажите на форме следующую информацию:
- в поле Тип инцидента из выпадающего списка выберите тип, к которому относится инцидент. При выборе типа инцидента в поля формы будут автоматически добавлены данные из справочника "Типы инцидентов";
- в поле Актив из выпадающего списка выберите устройство, на котором был обнаружен инцидент;
- в поле Название инцидента укажите название инцидента;
- в поле Уровень риска выберите цифровое обозначение уровня риска. Допустимые значения от 0 до 10;
- в поле Категория выберите одну из категорий, в которую входит инцидент: нарушение политики, сетевая аномалия, уязвимость;
- в случае, если сведения о происшествии инцидента планируется передать во внешнюю систему, то в поле Результат анализа необходимо указать соответствующие сведения (см. раздел Происшествия на отправку);
- в поле Внутреннее примечание укажите дополнительные сведения об инциденте;
- в поле Группа инцидентов из выпадающего списка выберите группу в которую следует добавить инцидент (см. раздел Группы инцидентов).
-
При необходимости в блоке Подробности по типу инцидента актуализируйте информацию о типе инцидента.
Примечание: при изменении информации в данном блоке будет изменен соответствующий справочник в разделе Типы инцидентов.
-
Нажмите кнопку Создать.
Просмотр инцидента
Для просмотра и анализа инцидента нажмите по ссылке с наименованием инцидента. Откроется форма просмотра инцидента (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Форма просмотра инцидента
На форме просмотра инцидента информация сгруппирована по следующим блокам:
- Общая информация об инциденте.
- Актив – информация об активе, на котором обнаружен инцидент.
- Результат анализа – информация о результатах анализа инцидента. Данный блок отображается если данное поле было заполнено при создании инцидента.
- Происшествия – информация о происшествиях из которых состоит инцидент.
- История коммуникации в рамках расследования инцидента.
Общая информация об инциденте
Пример блока с общей информации об инциденте приведен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Просмотр инцидента. Общая информация
В блоке отображается следующая информация:
- Название инцидента.
- Подробное описание инцидента.
- Цветовое и цифровое значение уровня риска.
-
Источник – механизм, с помощью которого был создан инцидент:
- Коррелятор – инцидент был создан на основе "сработки" правила корреляции;
- Сканнер уязвимостей – инцидент был создан в результате работы сканнера уязвимостей;
- Если источник не указан, это означает что инцидент был создан вручную;
- Контроль ПО – инцидент был создан на основе "сработки" правила контроля установленного ПО.
Информация, отображаемая в блоке "Источник" формируется в зависимости от механизма, с помощью которого был создан инцидент и может содержать следующую информацию:
- Эксплуатируется удаленно (только для сканнера уязвимостей) – признак удаленной эксплуатации, возможные значение: да, нет;
- Правило корреляции (только для коррелятора) – наименование правила, по "сработке" которого был создан инцидент. По ссылке произойдет переход на форму просмотра правила;
- Количество повторных открытий инцидента;
- Количество происшествий зарегистрированных в инциденте.
-
Дата и время создания инцидента.
- Тип инцидента – по ссылке произойдет переход на форму просмотра типа инцидента.
- Последнее происшествие – дата и время последнего зарегистрированного происшествия.
- Информация о пользователях, которым назначен инцидент.
- Тип – категория, к которой относится инцидент: нарушение политики, сетевая аномалия, уязвимость.
- Дата и время повторного открытия.
Информация об активе
Пример блока с информацией об активе приведен на рисунке 7.
Рисунок 7 -- Просмотр инцидента. Информация об активе
В блоке отображается следующая информация:
- Цветовое и цифровое обозначение "значимости" актива.
- Название актива. По ссылке произойдет переход на форму просмотра актива.
- Тип актива.
- Название группы, к которой принадлежит актив. По ссылке произойдет переход на форму просмотра группы активов.
Информация о происшествиях
Пример блока с информацией о происшествиях приведен на рисунке 8.
Рисунок 8 -- Просмотр инцидента. Информация о происшествиях
В блоке отображается следующая информация:
- Уникальный идентификатор происшествия.
- Отправлено в НКЦКИ – признак отправки происшествия в национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (подробнее см. раздел Происшествия на отправку).
- Дата и время начала и конца активности происшествия.
Для просмотра деталей происшествия нажмите на кнопку . Произойдет переход в раздел События с автоматически сформированным фильтром для отображения происшествия на графике потока событий.
Для просмотра события, в котором было зарегистрировано происшествие, нажмите на кнопку . Откроется окно "Результат события" (см. рисунок 9).
Рисунок 9 – Окно "Результат события"
Если инцидент был создан с помощью сканнера уязвимостей, то доступен просмотр данных об обнаруженной уязвимости. Для этого нажмите кнопку . Откроется окно "Данные по уязвимости" (см. рисунок 10).
Рисунок 10 – Окно "Данные по уязвимости"
История коммуникации
Пример блока с информацией об истории коммуникации приведен на рисунке 11.
Рисунок 11 -- Окно "Данные по уязвимости"
В блоке отображается следующая информация:
- Количество оставленных комментариев.
- Дата и время создания комментария.
- Содержание комментария.
- Список прикрепленных файлов.
- Пользователь, оставивший комментарий.
Для просмотра прикреплённых файлов нажмите на соответствующую ссылку.
Назначение инцидента
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента.
-
Нажмите на кнопку Назначить. Откроется окно "Назначить" (см. рисунок 12).
Рисунок 12 – Окно "Данные по уязвимости"
-
Выполните в окне следующие действия:
- выберите способ назначения: конкретному пользователю или группе пользователей;
- из выпадающего списка выберите пользователя или группу пользователей;
- нажмите кнопку Сохранить.
Изменение статуса инцидента
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента.
- Нажмите на кнопку с текущим статусом инцидента и из выпадающего списка выберите доступный статус. Описание и возможные изменения статусов приведены в разделе Общая информация.
Добавление комментария к инциденту
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента.
-
В блоке История коммуникации нажмите на кнопку Добавить комментарий. Откроется окно "Добавить комментарий" (см. рисунок 13)
Рисунок 13 – Окно "Добавить комментарий"
-
Выполните в окне следующие действия:
- в поле Комментарий укажите необходимые сведения.
- при необходимости прикрепите файл. Для этого нажмите на кнопку Прикрепить файл и в открывшемся окне укажите путь к файлу.
- нажмите кнопку Добавить.
Выбор происшествий для отправки
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента.
-
В блоке Происшествия отметьте необходимые происшествия и нажмите кнопку Отправить в НКЦКИ (см. рисунок 14).
Рисунок 14 – Выбор происшествий на отправку"
-
Выбранные происшествия отобразятся в разделе Инциденты → Происшествия на отправку на вкладке "ГосСОПКА" (подробнее см. раздел Отправка происшествий).
Редактирование инцидента
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента и нажмите кнопку Редактировать.
- Внесите необходимые изменения.
- При необходимости добавьте дополнительные поля в инцидент (подробнее см. раздел Дополнительные поля).
- Сохраните изменения.
Просмотр истории изменения инцидента
Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента, нажмите кнопку и из выпадающего списка выберите пункт История изменений. Откроется форма "История изменений" (см. рисунок 15).
Рисунок 15 – История изменений"
На форме отображается следующая информация:
- Действие – тип действия, выполненного над инцидентом: создание, изменение и т.д.;
- Время – дата и время выполнения действия над инцидентом;
- Сервис – название сервиса, через который было выполнено изменение;
- Кем изменен – уникальный идентификатор сервиса или пользователя выполнившего изменение;
- Детали – просмотр подробного журнала изменения инцидента.
Удаление инцидента
Удаление инцидента можно выполнить несколькими способами:
- Способ 1 – из раздела Инциденты;
- Способ 2 – из формы просмотра инцидента.
Способ 1:
- Выберите один или несколько инцидентов, установив соответствующие флаги.
- Нажмите кнопку Удалить.
- Подтвердите удаление в открывшемся окне.
- Для удаления всех инцидентов нажмите кнопку Удалить все.
Способ 2:
- Перейдите на форму просмотра необходимого инцидента, нажмите кнопку и из выпадающего списка выберите пункт Удалить.
- Подтвердите удаление в открывшемся окне.